Перечитывая педагогов-новаторов, проводивших исследования и работавших в советской системе, в очередной раз убеждаюсь, что не существует какого-то исключительно «финского подхода», но существует, назовём её так, педагогика здравого смысла. Мудрые учителя ею как руководствовались, так и руководствуются сейчас. В Финляндии же удалось внедрить её повсеместно и на государственном уровне.
Вот пожалуйста, описание «финского» принципа равенства в трудах советского учёного:
«Наша педагогическая практика (как, впрочем, и любая другая — о чём только не принято говорить) соотносит между собой четыре плана, четыре модели отношений:
детей друг с другом,
педагогов с детьми,
педагогов друг с другом,
педагогов с системой образования и родителями.
Норма, которая объединяет эти отношения — равноправие. Равноправные отношения строятся на основе диалога. Невозможно запрограммировать диалог и ту истину, к которой он приведёт. Для каждого участника диалога существует своя истина и каждый имеет право свободно высказывать её.
Дело не только в том, что отношения между детьми и педагогом при этом становятся более тёплыми, гуманными. Взрослые открывают возможность и необходимость детской инициативы, тем самым обеспечивая реальность сотрудничества (в том числе и учебного), и разрешая основное противоречие нынешних отношений, когда ожидаемая детская инициатива, образовательные усилия детей гасятся самими же взрослыми.
Вера в равенство возможностей детей и вера в равноправие отношений между детьми и взрослыми — это не дань демократической риторике, а необходимое условие нормализации педагогической жизни. Самосознание себя грамотным рождается только в общении, а равноправие — необходимое его условие.»
И даже здесь про «финское» самосознание.
А что это как не повсеместно введённое в Финляндии инклюзивное обучение: «Дети не равны по способностям? Допустим. Но они равны в своих возможностях».
«Тысячи педагогов убедились, что в период от 5 до 7 лет в детском саду возможно построить такую детскую общность, где каждый ребёнок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими) справиться с любой задачей. Именно образование группы ровесников мы считаем культурным оформлением кризиса шести лет. И поэтому, когда взрослый предлагает группе равных какое-то дело, дети умеют организоваться так, чтобы не было тех, у кого «не получилось», и тех, кто уже давно всё сделал. Таким образом, социальная норма быть ровесником позволяет всем детям и каждому ребёнку осваивать любую программу детского сада. А содержанием работы самого детского сада оказывается создание условий для возникновения этого нового состояния — ровесничества.»
«И тогда взрослый не считает, что дети что-то должны. Зато у него есть право думать, что дети это могут, а ровесники вправе утверждать, что они этого хотят. Без такой позитивной встречи на возникновение детской учебной увлечённости и на успех многих детей в освоении культурных навыков рассчитывать трудно.»
А вот «финский» принцип экспертности, творческого подхода и нахождения «в потоке»:
«Педагогу противопоказан конспект. На так называемых учебных занятиях воспитатели часто следуют за конспектом в словах и действиях, работают по чьим-то разработкам, отодвигая внимание к общению на второй план. Этот обычай приводит к непоправимому ущербу в жизни детей. К сожалению, школьные способы подачи уроков по разработкам однозначно ущербны относительно нормального детского общения — живого и непринуждённого.
«Показано» же обратное — привычка к наблюдению за происходящим с детьми, формирование за счёт доверительного гостевого обмена опытом с коллегами способности к экспертным оценкам. Тогда возникают чуткость к детским инициативам, радостям и трудностям, и готовность в зависимости от них изменять свои планы и намерения.»
«Снимаются запреты на использование привлекающих детей вещей и инструментов, материалов и форм их применения. Например, освоение вязания верёвок (макраме) и вязания спицами и крючком рекомендуется не только девочкам, но и мальчикам. Иначе говоря, противопоказано устанавливать разграничение сфер применения инициативных выборов по половому признаку.»
Е.Е.Шулешко, один из крупнейших отечественных исследователей педагогики и философов образования.
Финляндия по своём примере показала, что этот подход действительно работает, он результативен. Задача сейчас распространить опыт в другие страны, в первую очередь, обучая педагогов.